Презентация по истории великобритания конец викторианской эпохи. Великобритания конца викторианской эпохи. местных органов власти
















Эпоха реформ. Избирательная реформа 1867 г. Уничтожила более 100 « гнилых местечек» И предоставила право голоса всем домовладельцам и сельским работника Предоставила освободившиеся места крупным городам Уменьшался имущественный цена Число избирателей увеличилось и выросло до 5,5 млн человек и составила 13%


Эпоха реформ. Узаконили право тред-юнионов, давшее им право на судебную защиту и проведение стачек Введён закон о тайном голосовании на выборах в парламент Проведена школьная реформа Закон о 54 – часовой рабочей неделе Созданы советы, обладавшие властью местных органов власти


Эпоха реформ. В гг. либералы провели третью избирательную реформу, по которой были уничтожены 100 « гнилых местечек» и предоставил права домовладельцам и сельским работникам.






Реформы во имя « классового мира» Он социальное законодательство предоставляло рабочим право на компенсацию при несчастных случаях на производстве, пенсии по старости с 70-летнего возраста, социальное страхование по болезни, инвалидности и – впервые в истории – по безработице, рабочий день для шахтеров был ограничен 8 часами Д. Л. Джордж



Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Цель : рассмотреть модификацию политического режима в Англии; охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.

Задачи:

Новые понятия и термины : лейборизм, гомруль, джонгоизм.

Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, мел, доска, учебник, тетрадь, карточки с терминами.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания (работа у доски, работа с карточками, индивидуальные задания, фронтальный опрос)
  3. Постановка проблемного вопроса: «Почему и либералы, и консерваторы перешли к политике реформ?»
  4. Изучение новой темы.

План.

  1. Эпоха реформ.
  2. Лейбористы.
  3. Ирландский гомруль.

Беседа с классом:

Каково было общее направление Бисмарка?

В чем отличие курса Бисмарка от политики кайзера Виль­гельма II?

Как можно охарактеризовать внешнюю политику Германии в конце XIX - начале XX вв.?

Рассказ учителя. «Мастерская мира» уходит в прошлое. К кон. 19 в. в Великобритании наметилось замедление темпов развития промышленности. Связано это было с усиленным вывозом капитала. Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать деньги в страны, где дешевле были сырье и рабочие руки.

После объединения Германии молодая империя стала теснить Англию на мировом рынке. Немецкие товары с клеймом «Made in Germany» появлялись на рынках всех стран и были дешевле английских.

В нач. 20 в. в Англии, как и в других странах, развивается монополистический капитализм. Возникают мощные корпорации и монополии, но по-прежнему значительную роль в экономике играют семейные фирмы.

Сложным оставалось положение и в сельском хозяйстве. …

Беседа с классом . Эпоха реформ .

Во второй половине XIX в. Англия переживала кризис. Она теряла положение безусловного мирового лидера. На всех рынках её теснили серьезные конкуренты.

Как Вы думаете, кто оказывал конкуренцию Великобритании? (Прежде всего, Германия и США.)

Как вы думаете, в чем причина отставания английской экономики? (Переоснащение английской экономики произошло в начале XIXв., и английские предприниматели предпочитали охранять прежнее оборудование, чем покупать новое.)

Какие политические партии конкурировали в политической жизни Великобритании? (Тори (консерваторы) и виги (либералы)).

Это было время противостояния двух лидеров - Бенджамина Дизраэли (тори) и Уильяма Гладстона (виги). И Дизраэли, и Гладстон были сторонниками серьезных социальных преобразований.

Так в 1867 г. по инициативе консерватора была проведена реформа избирательного закона.

Когда в Англии до 1867 г. была проведена последняя избирательная реформа? (1832 г.)

В чем была ее цель? (В упразднении «гнилых местечек» и расширении избирательного права.)

Работа в группах.

1 гр. - избирательная реформа 1867 года

Задание. Самостоятельно по учебнику выясните в чем суть «Избирательной реформы 1867г. (Согласно реформе 1867 г., упразднялись многие «гнилые местечки и уменьшался имущественный ценз. Последние же «гнилые местечки» исчезли по реформе 1884-1885 г., которая была про­ведена либералами во главе с Гладстоном. Также во второй половине IX в. было введено тайное голосование).

2 гр. - «Двухпартийная система».

Задание . Составить схему.

3 гр. - «Эпоха реформ»

Задания.

1.Назовите политиков, которые проводили реформы.

2.Расскажите о реформах. Проведенным парламентом в последней трети 19- начале 20 века, заполнив таблицу.

Год

Реформа

(Однако английские консервативные и либеральные правительства не останавливались на реформе избирательного законодательства.

Благодаря их деятельности были легализованы тред-юнионы, реализована школьная реформа, способствовавшая демократизации, проведен закон о 54-часовой рабочей неделе, ограничен детский труд и т. д.)

Рассказ учителя. Специфика консервативной политики заключалась в покровительстве «джонгоизму» - политическому движению, ставившему целью расширение и укрепление английской империи.

Во второй половине XIX в. Англия устанавливает контроль над зна­чительной частью Африки, Бирмой, вводит в 1882 г. фактический режим протектората над Египтом. В 1876 г. по инициативе Дизраэли королева Англии была официально провозглашена королевой Индии.

Лейбористы. Роль тред-юнионов неуклонно росла. Со временем они стано­вятся значимой политической силой. В 1900 г. на объединенном конгрессе тред-юнионов был создан «Комитет рабочего предста­вительства», который должен был координировать деятельность рабочих объединений по выбору депутатов. В 1906 г. Комитет пе­рерос в Лейбористскую (т. е. рабочую) партию. Ее лидером стал Джеймс Рамсей Макдональд.

1906 г. - образование Лейбористской пар­тии.

Что нужно было сделать традиционным английским поли­тическим партиям, чтобы перехватить инициативу у лей­бористов?

(Выступить с программой широких социальных реформ.)

В 1906-1916 гг. у власти находились Виги. Фактическим гла­вой правительство был Дэвид Ллойд Джордж. С его подачи были приняты законы о свободе стачек, о введении 8-часового рабочего дня, об установлении пенсии для лиц, достигших 70-летнего воз­раста, о страховании по болезни и инвалидности, об ограничении полномочий Палаты лордов (теперь лорды имели право лишь на отлагательное вето).

Самостоятельная работа с текстом учебника . Ирландский гомруль

Прочитайте текс стр.182-183 и ответьте на вопросы:

Объясните термины гомруль .

Кем была окончательно завоевана Ирландия? (О. Кромвелем.)

Почему именно в 1914 году законопроект об ирландском гомруле стал законом? (Это был год начала мировой войны. Англия хотела участвовать в ней, будучи уверенной во внутренней стабильности.)

  1. Закрепление изученного.

- «Почему и либералы, и консерваторы перешли к политике реформ?»

Расскажите о реформах, проведенных парламентом в последней трети 19 века.

  1. Домашнее задание : 20; выписать новые термины в словарь и выучить

Сегодня вы узнаете: Почему « мастерская мира» уходит в
прошлое;
Какая форма правления сложилась в
Великобритании;
Какие реформы были проведены в
этом государстве;
Какое государство назвали
« мятежным островом» и почему?

Работаем по плану:

1. « Мастерская мира» уходит в
прошлое.
2. Двухпартийная система.
3. Эпоха реформ.
4. « Торговля следует за флагом».
5. Движение протеста.
6. « Мятежный остров получает
гомруль»


К концу XIX века в
Англии
наметилось
замедление
темпов развития
промышленности.
Это было связано
с вывозом
капитала.

« Мастерская мира» уходит в прошлое
Английские
предприниматели
и банкиры
предпочитали
вкладывать
капиталы в
страны. Где
дешевле было
сырьё и рабочие
руки.

« Мастерская мира» уходит в прошлое
Отечественная
промышленность
часто не имела
средств для
обновления
устаревшего
оборудования; стала
снижаться
конкурентноспособность товаров

« Мастерская мира» уходит в прошлое
Немецкие товары с
клеймом « Made in
Germany»
появились на
рынках всех стран
и были дешевле
английских. В 90-е
годы роль Англии
как « мастерской
мира» уходит в
прошлое.

« Мастерская мира» уходит в прошлое
Сложным
оставалось
положение в
сельском
хозяйстве –
фермеры не могли
конкурировать с
потоком
хлынувшего
дешёвого
продовольствия.

Двухпартийная система

В 60-е годы старые
партии тори и вигов
стали называться
консервативной и
либеральной
партиями. В 70-е
годы в парламенте
они представляли
собой
разграниченные
лагеря.

Эпоха реформ.

Лидерами от
консервативной
партии стал
Бенджамин
Дизраэли,
либеральной –
Уильям
Гладстон.
Бенджамин
Дизраэли
Уильям
Гладстон

Эпоха реформ.

Избирательная реформа 1867 г.
Уничтожила « гнилые местечки»
Предоставила освободившиеся места
крупным городам
Уменьшался имущественный ценз
Число избирателей увеличилось

Эпоха реформ.

Узаконили право тренд-юнионов, давшее им право
на судебную защиту и проведение стачек
Введён закон о тайном голосовании на
выборах в парламент
Проведена школьная реформа
Закон о 54 – часовой рабочей неделе
Созданы советы, обладавшие властью
местных органов власти

Эпоха реформ.

В 1884-1885 гг. либералы
провели третью
избирательную
реформу, по которой
были уничтожены 100
« гнилых местечек» и
предоставил права
домовладельцам и
сельским работникам.

« Торговля следует за флагом»

Прочитайте материал на стр. 159 –
160 и ответьте на вопрос: « Что
означает выражение
« Торговля следует за
флагом»

Движение протеста.

Движение протеста:

В 1900 г. конгресс тренд-юниоров
создал « Комитет рабочего
правительства»
В 1903 г. число членов « Комитета…»
составляла почти 500 тыс. человек
В 1906 г. « Комитет..» был
переименован в Рабочую
(лейбористскую) партию»

Движение протеста.

Особенно мощной была
всеобщая
шестинедельная
стачка углекопов в
1912 г.. По результатам
которой
правительство
приняло закон о
минимуме заработной
платы для горняков.

Реформы во имя « классового мира»

Прочитайте
материал на стр.
161-162 и
выясните, какие
реформы принял
Дэвид Ллойд
Джордж.
Д. Л. Джордж

« Мятежный остров» получает гомруль

движение за
автономию Ирландии
на рубеже XIX-XX вв.
Предполагало
собственный парламе
нт и органы
самоуправления при
сохранении
над островом британс
кого суверенитета.

Тема: Великобритания: конец Викторианской эпохи

Воронков Д. П.

МБОУ гимназия № 7



План:

  • Изменения в экономике
  • Изменения во внутриполитической и внешнеполитической системе
  • Изменения в социальной среде

Задания

1. Каковы причины того, что статус Великобритании «мастерская мира» уходит в прошлое?

2. Соответствует ли действительному положению вещей на рубеже XIX – XX веков слова государственного гимна «Правь, Британия, морями!»?



  • «мастерская мира»;
  • «мировой извозчик»;
  • Проведена 1 избирательная реформа (1832 г.);
  • Начало чартиского движения

Вторая четверть


  • Усиление вывоза капитала за границу . Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать капиталы в страны, где дешевле было сырье и рабочие руки.
  • Разорение английских фермеров , не выдерживавших конкуренции с дешевым продовольствием из колоний.

К концу XIX века Великобритания теряет лидерство в экономическом развитии среди ведущих стран мира:

  • Снижение конкурентоспособности английских товаров по сравнению с немецкими и американскими.
  • Протекционизм более молодых промышленных государств , которые отгородились от конкуренции английских товаров высокими таможенными пошлинами. Англия по традиции придерживалась правил беспошлинной торговли.

Развитие английского империализма

  • Концентрация производства. Образование монополий .
  • Слияние промышленного и банковского капитала. Образование финансовой олигархии.
  • Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.
  • Борьба за экономический и территориальный раздел мира на сферы влияния.
  • Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством .

2. Изменения во внутриполитичес- кой и внешнеполитичес-кой системе


Изменения в политической сфере

ПАРТИИ

Тори

переименования

Виги

консервативная

состав

* Земельная аристократия;

либеральная

лидеры

* Деятели англиканской церкви

  • Часть земледельцев;
  • Большая часть торгово-промышленной буржуазии

Бенджамин Дизраэли

Уильям Гладстон


Лидеры партий

Бенджамин

Дизраэли

Гладстон


Избирательные реформы

Год проведения

1 избирательная реформа

результат

2 избирательная реформа

1832 г.

Уничтожено большинство «гнилых местечек».

Удвоилось число избирателей

1867 г.

  • Уничтожение 46 избирательных округов в 45 «гнилых местечках»;
  • Снижение имущественного ценза

избирательная реформа

1884 – 1885 гг.

  • Дальнейшая ликвидация «гнилых местечек»;
  • дальнейшее снижение имущественного ценза

Вывод:

  • Реформы способствовали созданию в Великобритании гражданского общества и правового государства

  • Империализм - (imperialism) - политическое и экономическое господство страны или стран над другими, ведущее либо к установлению иностранного правления с помощью силы, либо к экономической эксплуатации.

Расширение колониальной империи

  • Джингоизм (от англ. jingo - джинго, кличка английских шовинистов) определяется Большой советской энциклопедией как «крайние шовинистские и империалистические воззрения. Для джингоизма характерны пропаганда расширения колониальной зоны и разжигание национальной вражды».

Основы колониальной политики

  • Истребление или притеснение местного населения
  • Принцип «Разделяй и властвуй»
  • Экспансия английских товаров и капитала
  • Эксплуатация природных ресурсов колоний, превращение их в источник сырья для английской промышленности

В 1876 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии,

а Великобритания стала империей .



1880 - 1890-е гг. –

Утрата Англией положения

экономические кризисы

«мастерской мира»

Снижению жизненного уровня неквалифицированных рабочих

Возникновение новых тред-юнионов, объединявших докеров, рабочих газовых заводов и других неквалифицированных работников. Проведение стачек.

1900 г. - создание «Комитета рабочего представительства»:

  • 8-часовой рабочий день,
  • 8-часовой рабочий день,
  • пенсионное обеспечение с 60 лет,
  • выбор представителей рабочих в парламент и др.

1906 г. - создание Рабочей (« лейбористской ») партии - социалистическая партия Великобритании.


Девид Ллойд Джордж

Премьер – министр Великобритании


Социальные изменения

  • ввели пособие при несчастных случаях на производстве;
  • ввели пенсии для людей, достигших 70-лет;
  • установили 8-часовой рабочий день для горняков;
  • в 1911 г. вводилось страхование по болезни, инвалидности, безработице

Тема урока:

Великобритания: конец Викторианской эпохи

Цели урока

Образовательная. Учащиеся узнают, что демократические реформы становятся единственно возможным методом управления государством как для либералов, так и для консерваторов; понимают закономерности экономического развития европейских стран в конце XIX – начале XX в. - переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополистическому; характеризуют особенности развития капитализма в Англии

Развивающая. Учатся переносить знания в новые ситуации (знания о процессе модернизации, монополистическом капитализме, правовом государстве и гражданском обществе и пр.); воссоздавать исторические образы (Дизраэли, Гладстон, королева Виктория, С. Родс); рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная - способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока : урок-лекция.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: проблемный или частично поисковый метод.

Основные понятия и термины :

Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта

Средства обучения: Учебник, § 20. Рабочая тетрадь. Карты: «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Европа в конце XIX - начале XX в. Экономическое развитие», «Мир к 1914 г.». Энциклопедия для детей. Всемирная история. -М.: Аванта +, 1995. - Т. 1. - С. 568-571 (Бенджамин Дизраэли). Репродукции портретов королевы Виктории, Б. Дизраэли, У. Гладстона и других общественных и политических деятелей Великобритании

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I .Организационный этап (1мин.)

Проверка присутствующих

II .Проверка знаний и умений (до 15 минут)

Вопросы для проверки пройденного на прошлом занятии материала:

    Охарактеризуйте государственное устройство Германской империи.

    Какие изменения произошли в государственно аппарате в связи с конституцией 1871 г.?

    В чем причины успеха модернизации германской экономики?

    Раскройте суть конфликта между Бисмарком и оппозицией. Какие социальные реформы проведены по инициативе Бисмарка?

    Почему Вильгельма II назвали «человек больших неожиданностей»?

    Каковы направления внешней политики Германской империи и ее колониальная политика?

Ожидаемый ответ:

1. Германия – конституционная монархия. Состоит из 22 монархий, 3 вольных городов (Любек, Бремен и Гамбург) и 1 имперской земли – Эльзас-Лотарингия. Пруссия составляла 2/3 всей территории империи и 60% населения империи, и являлась главной областью Г.И.

2. Императором был только прусский король. Руководил вооруженными силами, созывали распускал Рейхстаг. Канцлер – единственный министр, нес ответственность лишь перед императором. Рейхстаг – парламент. 2 палаты. Наличие имущественного, возрастного и полового ценза.

3. Объединение страны, контрибуция выплачиваемая Францией, присоединение Эльзаса и Лотарингии, внедрение современных промышленных технологий, милитаристская традиция, «прусский стиль».

4. Введение рабочего законодательства – страхование по болезни, на случай увечья, на случай старости и неспособности к труду. Выплата пенсий с 70 лет.

5. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». Любил громкие фразы и красивые позы, стремился быть в центре внимания. Обожал всех поучать и давать советы. Девиз «Как хочу, так и приказываю!»

6. Африка - Того, Камерун, Германская Юго-Западная Африка и Юго-Западная Африка. Маршалловы острова. Создание Тройственного союза. Движение на восток, которое приведет в дальнейшем к Первой мировой войне.

III . Изучение нового материала

После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой и планом урока.

1.«Мастерская мира» уходит в прошлое

Первый пункт плана может быть рассмотрен в ходе беседы, что создает условия для переноса ранее полученных школьниками знаний (уроки «Индустриальная революция: достижения и проблемы» и «Англия: сложный путь к величию и процветанию»).

Учащиеся получают задание : записать в тетради причины замедления темпов экономического развития.

Для конкретизации содержания при рассмотрении вопроса о развитии монополистического капитализма учитель может привести ряд примеров. С развитием империализма быстрыми темпами стал происходить процесс концентрации банков, образования богатейших в мире гигантских банковских монополий. Знаменитая «большая пятерка» лондонских банков и другие банки держали в руках весь финансовый мир: к 1913 г. у них сосредоточилось около 70% всего банковского капитала страны. Во главе всей банковской системы стоял Английский банк. Практически не было на карте мира ни одного значительного города, где бы не было отделения какого-нибудь английского банка (50 английских банков в 1904 г. имели 2279 отделений).

Английские предприниматели строили нефтяные фабрики в Голландии, сталелитейные заводы в Бельгии, в России и других странах Европы, вкладывали средства в строительство железных дорог и морских путей сообщения. Но наибольшую выгоду давал вывоз капитала в неевропейские страны, особенно в США, Южную Америку и в колонии. Активный вывоз капитала, возможный прежде всего из-за наличия огромных колониальных владений, уменьшал капиталовложения в английскую экономику, что замедляло темпы экономического роста.

Обобщив причины замедления темпов экономического развития Англии, учитель подчеркивает, что страна оставалась могущественной промышленной державой, где бурно развивался процесс модернизации.

2.Двухпартийная система

Второй вопрос плана позволяет актуализировать знания учащихся об английской политической двухпартийной системе. В дополнение к тексту учебника следует подчеркнуть, что к середине XIX в. в Англии в значительной мере сложилось гражданское общество: допускались свобода слова и демонстраций, издание газет, сословные привилегии теряли свое значение, на первое место ставились свобода и способности отдельной личности, ее самостоятельность, независимость, индивидуализм.

3.Эпоха реформ (образное повествование)

Б. Дизраэли разработал концепцию национальной партии, которой должна стать партия консерваторов и ее ядром была его идея «одной нации». Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, так как люди обладают разными способностями. Правящий класс составляют образованные люди с высоким уровнем способностей. Они должны руководить страной, но при этом их долг - заботиться об остальной части общества. Дизраэли утверждал, что англичане расколоты на две нации - богатых, образованных и бедных. Конкретизируя это положение, можно обратиться к материалам для дополнительного чтения, помещенным в конце параграфа. Задача правящего класса - объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это выгодно и верхушке общества: «Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина». Уничтожить раскол в обществе можно и нужно путем постепенного проведения реформ. В то же время Дизраэли стремился к тому, чтобы не разрушать старые традиции. В одном из выступлений в 1868 г. он сказал: «В прогрессивной стране изменения происходят постепенно, и великий вопрос не в том, сопротивляться ли изменению, которое неизбежно, а в том, будет ли оно осуществлено с должным уважением к нравам, обычаям, законам и традициям народа или же... по произволу».

Дизраэли не жалел сил для проведения имперской идеи в сознание англичан. Он стремился поддерживать в британцах чувство гордости за свою страну путем проведения активной внешней политики. Следует отметить, что созданная Б. Дизраэли концепция и сегодня служит британским консерваторам.

С реализацией на практике имперской идеи консерваторов учащиеся знакомятся при изучении четвертого вопроса плана. Для этого вполне возможна организация самостоятельной работы школьников с текстом учебника и картой.

Можно привести дополнительные факты о том, как Дизраэли обеспечил Великобритании контроль над Суэцким каналом.

Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны

4. Движения протеста. Рождение лейбористской партии; «Мятежный остров» получает гомруль

Одним из центральных вопросов урока является сюжет о создании лейбористской партии. Следует пояснить школьникам, что это была социалистическая партия, а также напомнить, что сегодня это крупнейшая политическая партия Англии. Реформистская идеология партии, уже известная учащимся, конкретизируется высказыванием Макдональда, приведенным в тексте учебника.

Вопрос «Реформы во имя «классового мира» раскрывается в пределах учебника. При этом школьники сравнивают реформы, проведенные Бисмарком в Германской империи, с реформами, проведенными в Англии, указывая, что эти реформы проводились не одним человеком, а партией и были более глубокими по содержанию, рассчитанными не на укрепление полуавторитарного государства, а на укрепление гражданского мира и расширение прав личности.

Важное значение имеет рассмотрение ирландского вопроса, так как это поможет понять современную проблему Ольстера.

Подводя итоги урока, следует добавить, что в начале XX в. Великобритания выходит из состояния «блестящей изоляции», а ее стремление к сохранению мирового лидерства приводит страну к участию в Первой мировой войне.

Фиксируют в тетради причины замедления темпов экономического развития Великобритании.

Примерный ответ:

    Вывоз капитала

    Устаревшее оборудование

    Низкая конкурентоспособность английских товаров

    Высокая цена товара

    Беспошлинная торговля

    Кризис сельского хозяйства

Составляют вместе с учителем схему «Парламент Великобритании в XIX в».

Тори – Консерваторы с 1876г. –Опора на Земельную аристократию и Англиканскую церковь

Виги – Либералы с сер. XIX в. – Поддержка землевладельцев и промышленной буржуазии

Записывают реформы 1860-80 гг.

Реформа самоуправления

Закон о тред-юнионах

Избирательные реформы

Закон о 54-часовой рабочей неделе

Школьная реформа

Т.о. - Создание в Великобритании гражданского общества

и правового государства

Самостоятельно изучают соответствующий раздел учебника и отвечают на вопрос – какую пользу получила Великобритания от приобретения Суэцкого канала?

Ответ: Великобритания получила свободный выход из Средиземного моря в Индийский океан, не огибая Африку.

Закрепление пройденного материала

Опрос

1.Как вы думаете, соответствовали ли действительному положению вещей на рубеже XIX-XX вв. слова государственного гимна Великобритании «Правь, Британия, морями!»?

2.Сравните социальные реформы в Великобритании и социальные реформы в Германии. В чем вы видите их сходство и различие?

3.Как вы думаете, почему в Великобритании были популярны строки из стихов Теннисона «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона»?

Поднимают руки и отвечают на вопросы

IV . Организация домашнего задания

Изучить параграф 19. Письменно ответить на вопрос: на рубеже XIX-XX вв. Великобритания по темпам экономического развития уступает Германии и США. Подумайте, в чем заключаются причины этого явления.

Один из учеников готовит доклад о жизни Б. Дизраэли